В столице Туркменистана дорожная полиция массово аннулирует доверенности на управление автомобилем. Таким образом власти избавляются от частных таксистов, которые приехали в Ашхабад из велаятов. Чтобы иметь возможность заработать в столице, те использовали лазейку в законе, которую теперь власти решили прикрыть. Однако полицейские действуют несоразмерно сурово и могут защищать вовсе не закон, а неэффективный государственный сервис такси.
Ашхабадская служба дорожного надзора начала пристально проверять список доверенностей на автомобили. Весь перечень полиция затребовала у Министерства юстиции. Теперь полицейские находят по нему поверенных и вынуждают их возвращать автомобили хозяевам, указанным в документах. При этом сотрудники не гнушаются применять угрозы и шантаж — и не только к самим водителям.
Непохоже, чтобы полицейские таким образом защищали интересы официальных владельцев автомобилей. Зато сами доверенности они явно стремятся поскорее уничтожить. В чем же тут дело?«Жену и ребенка одного из водителей держали в полиции, пока он не явился лично и не отдал доверенность, — сообщил источник turkmen.news. — При этом сотрудник сказал ему оставить машину на автостоянке, а доверенность порвал у него на глазах и выбросил в мусорную корзину».
А дело в том, что с помощью доверенностей внутренние туркменские мигранты — водители из велаятов — могли заниматься частным извозом в столице. Ведь для этого у машины обязательно должны быть номера соответствующего региона. Работало это так.
Условный житель Балканабада по имени Байрам не может найти перспектив в родном велаяте. Он едет в столицу, чтобы работать там таксистом. Для этого нужен автомобиль. На него у Байрама имеются деньги — свои и взятые в долг. Но у автомобиля должен быть столичный регистрационный номер. Чтобы его получить, Байрам находит прописанного в Ашхабаде условного Арслана.
Важный момент: Арслан должен быть близким родственником Байрама или иметь инвалидность, которая не позволяет ему водить самому. Иначе по закону оформить доверенность на автомобиль невозможно. Но вот такой Арслан находится; Байрам покупает машину, Арслан ее регистрирует на себя и получает номера с заветным кодом «AG». После этого он оформляет доверенность на Байрама, чтобы тот мог пользоваться своим же, по сути, автомобилем. И Байрам начинает таксовать в Ашхабаде, постепенно выплачивая долги, и пересылает деньги родне.
Законна ли такая схема? Не совсем. Однако никому она до сих пор не вредила, зато давала велаятским водителям возможность прокормить семью, а ашхабадцам — удобную и доступную услугу такси. И какое-то время власти тоже не видели в ней вреда.
Все изменилось после того, как примерно в начале октября уволили начальника дорожной полиции Ашхабада Гурбана с позывным «06». Возможно, он закрывал глаза на схему с доверенностями за взятки, и его взяточническое «наследие» сейчас вычищают. В конце концов, недавно перестала действовать еще одна схема: гаишников с ручными радарами заменили на стационарные автоматические вдоль дорог. Те замеряют скорость не хуже и неспособны брать взятки.
Но практика снова и снова показывает: туркмены давно сами нашли способ регулировать спрос и предложение на этом рынке. Его нужно грамотно легализовать, а не запрещать. И тем более, не отбирать у людей автомобили. Ведь государство заинтересовано, чтобы условный Байрам остался водить такси в Ашхабаде, а не уехал с такими же намерениями в Москву. А идей, куда можно направить государственные деньги вместо убыточного сервиса, хоть отбавляй.Однако по данным источника turkmen.news, чиновниками, которые начали борьбу с доверенностями, двигал скорее интерес к рынку такси. И начал ее не кто иной, как Мамметхан Чакыев — Генеральный директор Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете министров. Государственные такси под его началом не выдерживают конкуренции с частниками ни в цене, ни в мобильности; при этом государственных водителей заставляют перерабатывать, так что качество и безопасность их услуг становятся еще ниже. Чтобы хоть как-то держать сервис на плаву, в 2019 году (еще до прихода Чакыева на должность) частный извоз даже запрещали.