Размер::
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Инициатива «Один пояс - один путь» в Центральной Азии Кабинетное исследование МКП

Инициатива «Один пояс - один путь» в Центральной Азии Кабинетное исследование МКП
Данное пилотное исследование, проведенное МКП в ноябре 2020 при поддержке вниманием Фонда им. Ф. Эберта, сосредоточено на воздействии ОПОП на ситуацию с правами человека и трудящихся в четырех странах Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, – Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, – которые получили независимость в начале 1990-х годов после распада Советского Союза. Эти страны находятся в центре «Нового Евразийского сухопутного моста» как части инициативы ОПОП.

Китай проводит огромные инвестиции в Центральной Азии в рамках своей инициативы “Один пояс – один путь» (ОПОП или BRI). Деньги потоком текут в Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан для финансирования широкого спектра инфраструктурных проектов. Настоящий доклад ставит вопрос: Как ОПОП воздействует на положение трудящихся в этих странах?

Настоящий доклад рассматривает воздействие китайских инвестиций на ситуацию с правами трудящихся, следуя постоянно растущей необходимости анализировать потенциальные последствия и вызовы проектов ОПОП, чтобы содействовать проведению профсоюзных дебатов в странах Центральной Азии и в мировом профсоюзном сообществе.

Настоящее исследование особенно сосредоточено на вопросе: как в этом процессе затрагиваются права человека и трудящихся? Например, согласно Индексу МКП по соблюдению прав трудящихся (далее – Глобальный индекс МКП) за 2020 год1 , Казахстан остается в числе 10 наихудших стран мира для людей труда, тогда как по трем другим странам региона нет достаточного объема сравнимых данных по ситуации в области соблюдения трудовых прав, хотя различные сообщения, поступающие от правозащитных организаций, говорят о повсеместных нарушениях основных прав и свобод. Более того, сам Китай в Глобальном индексе МКП относится к 5-й категории, которая определяется как «страны, в которых отсутствуют гарантии прав». Поэтому влечет ли приход китайских компаний и китайских денег в Центральную Азию за собой дальнейшие угрозы для условий труда, социального партнерства в целом, свободы объединения и права на коллективное ведение переговоров?

Настоящий доклад устанавливает, что:
  •   отмечается отсутствие доступной информации для профсоюзов в отношении китайских инвестиций на уровне экономики и на национальном уровне.
  •   господствующий подход среди китайских инвесторов состоит в соблюдении минимальных норм местного трудового законодательства, когда отсутствует давление со стороны профсоюзов или трудящихся.
  •   руководство китайских компаний, похоже, неохотно идет на диалог с профсоюзами и коллективные переговоры.
  •   ситуация с профсоюзным объединением работников в китайских компаниях сильно варьируется в зависимости от страны, отрасли и компании.
  •   каждая страна постепенно ввела минимальные квоты по найму местных работников, поскольку китайские компании предпочитали нанимать работников из Китая, даже на рабочие места, требующие относительно низкой квалификации.
  •   Китайские работодатели предпочитают поддерживать более высокие зарплаты для китайских работников в сравнении с местными, приводя самые разнообразные аргументы, еще больше усложняя этнические и культурные отношения , особенно с обедневшими местными общинами.
  •   профсоюзы по разным прич
инам находятся в относительно слабой позиции при заключении коллективных договоров.

Для профсоюзов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана существует огромный потенциал в плане улучшения ситуации в области социального партнерства в китайских компаниях и условий труда работников, которых они представляют. Чтобы работать в этом направлении, настоящий доклад предлагает этим профсоюзам следующие рекомендации:

  •   Лоббировать национальные органы, добиваясь включения положений основополагающих норм трудовых отношений (Конвенций МОТ) в любые соглашения с китайскими работодателями.
  •   Разрабатывать поэтапные планы действий по началу диалога с руководством компаний.
  •   Подключать трудовые инспекции к контролю за соблюдением основополагающих норм трудовых отношений на предприятиях.
  •   Налаживать сотрудничество с другими профсоюзами на отраслевом, региональном и местном уровнях.
  •   Наращивать потенциал профсоюзов в области профсоюзного объединения и мобилизации работников и ведения переговоров – с упором на китайские компании.
  •   Выделять людские ресурсы и время для профсоюзного объединения (органайзинга) работников китайских транснациональных корпораций (ТНК).
  •   Обмениваться передовым опытом в профсоюзном объединении работников китайских предприятий.
Влияние китайских компаний в силу инициативы ОПОП уже является огромным, и оно лишь будет продолжать расти. Совершенно необходимо, чтобы профсоюзы Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана не медленно приступили к выполнению этих рекомендаций. Более того, международное профсоюзное движение должно наращивать свое присутствие в этом регионе для преодоления двойного вызова: игнорирования прав трудящихся как правительствами, так и глобальными цепочками, которые выстраивает Китай.

Полный текст исследования: 
я1.png


я.png

Источник: МКП